VII Международная студенческая электронная научная конференция "СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2015", 15 февраля - 31 марта 2015 года. Секция "Искусствоведение". Материалы студенческой конференции «Многоликое искусство рубежа тысячелетий»  

Кузнецова Ю. С.
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
Ростов-на-Дону, Россия

Astrakhan State Opera and Ballet Theatre
Kuznetsova Yu. S.
The Rostov State Rachmaninov Conservatoire
Rostov-on-Don, Russia

Всего три года назад в Астрахани появилась достопримечательность, которую можно по праву назвать жемчужиной южного города – Астраханский государственный театр Оперы и Балета. Это одно из самых больших сооружений в сфере культуры в России и один из крупнейших театров восточной Европы. Масштабы, внутреннее убранство и техническое оснащение нового театра поражают размахом и великолепием! «История становления Астраханского театра оперы и балета неразрывно связана с традициями театрального и музыкального искусства в Астрахани. Три театральных здания символизируют три этапа истории искусства оперы и балета в этом южнороссийском городе.

Больше ста лет назад астраханский предприниматель Константин Александрович Полякович решил построить в саду летний театр. За создание проекта с энтузиазмом взялся архитектор А. С. Малаховский. Лучшие мастера-резчики были наняты в Вятской губернии, чтобы изготовить узорные детали деревянного декора» [1].

В апреле 1899 года театр был открыт. Парк, получивший имя «Аркадия» – «Счастливая страна» – стал любимым местом отдыха астраханцев.

«В украшенном деревянным кружевом театре выступали все гастролирующие знаменитости – М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская, А. В. Нежданова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, И. С. Козловский. На этой сцене начинался творческий путь Марии Максаковой.

В 1976 года здание театра сгорело. На его месте было решено построить новый театр, который получил название Летний гастрольный театр. Но судьба театрального здания в парке «Аркадия» кардинально изменилась ещё раз. На базе филармонии и оперной студии консерватории сложился творческий коллектив, идейным вдохновителем которого стала выпускница режиссёрского отделения Ленинградской консерватории, режиссёр Лариса Химич. Коллектив получил название «Творческое объединение «Музыкальный театр» и начал тесное творческое сотрудничество с дирижёром Ижевского театра оперы и балета, выпускником Киевской государственной консерватории Игорем Сметаниным. 2 ноября 1995 года был подписан официальный документ о создании Астраханского Государственного музыкального театра. Новому театру было передано здание Летнего гастрольного театра, построенного на месте сгоревшего. В память о выступавших здесь знаменитых актёрах и в знак продолжения традиций великих русских музыкантов театр сделал своей эмблемой изображение старого деревянного театра Поляковича.

Устаревшее здание музыкального театра, построенное для гастрольных целей, не отвечало новым творческим задачам коллектива. Г. Г. Греф (в то время – Министр экономического развития и торговли Российской Федерации), назначенный председателем организационного комитета по празднованию 450-летия Астрахани, предложил выстроить для театра новое здание. Предложение было принято на уровне высшего руководства Российской Федерации: здание нового театра стало подарком президента В. В. Путина к юбилею города» [1].

В 2006 году на право проектирования и строительства астраханского музыкального театра был объявлен конкурс, в котором победил проект московского архитектора А. М. Денисова. Главный архитектор проекта Алексей Денисов идеологическую подоплеку своего творческого решения объяснил тем, что инициатором и заказчиком строительства явились руководство страны и администрация Астраханской области, поэтому на границе европейской и азиатской культур нашего государства было решено создать своеобразный "российский культурный форпост". Огромное здание высотой 52 метра было задумано нарочито русским, нарядным, праздничным. А если учесть, что Денисов возглавлял архитектурные мастерские, воссоздававшие в Москве храм Христа Спасителя, нетрудно было понять, что ему было вполне по силам построить сооружение, поражающее своими масштабами и полностью соответствующее уровню современных строительных технологий.

Здание театра построено в «псевдорусском» стиле, который органично сочетается с декоративными элементами стиля модерн. По своей архитектурной форме здание перекликается с такими известными шедеврами, как ГУМ и Московский исторический музей. Кроме того, в облике театра просматриваются черты колоколен и соборов Астраханского кремля.

Инвестиции в проект составили почти четыре миллиарда рублей. Это не только строительство самого здания, но и обустройство всей прилегающей территории: был воссоздан старый парк площадью три гектара, в центре которого и вырос театр. В этом парке много уютных уголков с фонтанами, лавочками и малыми архитектурными формами [1].

При строительстве здания театра были применены самые современные технологии и материалы (те же, что и при восстановлении храма Христа Спасителя). Так, навесной резной фасад (массой 600 тонн) состоит более чем из двух тысяч элементов и с учетом площади всей застройки почти в гектар не выглядит тяжеловесно. Кроме того, авторы проекта использовали также уникальные и самые современные театральные технологии. В частности, партер главного зрительного зала быстро, в течение антракта, трансформируется из наклонного в горизонтальное положение, что позволяет проводить в зале балы и другие мероприятия в рамках одного театрального представления. Здесь представлен симбиоз традиционных форм и современных технологий. Так, например, в театре установлены стеклопакеты, задерживающие ультрафиолетовое излучение, эффективные в плане теплоизоляции; архитектурные формы выполнены из современного материала стеклофибробетона, который вечен и позволяет воссоздать архитектурный декор любой сложности.

Проект Астраханского государственного театра Оперы и Балета дополнен устройством комплекса выставочных залов, оснащенных специальным оборудованием и системами инженерного обеспечения, а также защиты экспозиций. Выставочные залы расположены на верхних этажах зрительской части театрального здания. Функционировать выставки могут как в автономном режиме, так и одновременно с театрально-концертной деятельностью творческого коллектива театра [1].

«Концертный зал Астраханского театра оперы и балета может вместить до 1200 зрителей, общая площадь театра – 52 тыс. квадратных метров. Концертный зал театра славится непревзойденной акустикой, расчеты которой консультировали специалисты парижской «Гранд опера» и петербургского Мариинского театра. На самой высокой отметке, в помещении шатра над сценической коробкой создана театральная телевизионная студия, наличие которой позволяет существенно расширить мультимедийные возможности этого культурно – зрелищного центра.

Инфраструктура вокруг театра уникальна. Театр расположен в парке, который на основе исторических чертежей перепланирован: в нем создан ботанический сад с большим количеством фонтанов, бассейнов, с площадками для детей и лабиринтами. Также вокруг театра построена большая торгово-рекреационная галерея, где можно отдохнуть, выпить кофе, посетить тематическую выставку или специализированный магазин. Таким образом, образуется целый театральный квартал, как у таких мировых храмов театрального искусства, как Ла Скала в Милане (Италия), Ковент-Гарден в Лондоне (Великобритания), Гранд Опера в Париже (Франция) и др.

В 2010 году началась подготовка к открытию нового театра. На должность художественного руководителя и главного дирижёра из Ростова-на-Дону в Астрахань был приглашен Валерий Воронин. Одновременно из Санкт-Петербурга переехала Елена Вершинина, которая стала главным художником театра. А главным режиссером театра стал Константин Балакин» [1].

27 октября 2011 года состоялось официальное открытие театра в Астрахани. Оно ознаменовалось гала-концертом гостей города – симфонического оркестра Мариинского театра под управлением народного артиста России Валерия Гергиева.

«С 2011 года в новом здании театра была осуществлена постановка самых известных и любимых классических произведений. За три театральных сезона на Большой сцене зрителям были представлены оперы «Черевички или Ночь перед Рождеством», «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Отелло» Дж. Верди, балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Дон Кихот» Л. Минкуса.

В премьерах сезона 2013-2014 года (опера «Отелло» Д. Верди, шоу-концерт «Музыкальный бестселлер», балет «Дон Кихот» Л. Минкуса и опера «Евгений Онегин» П. Чайковского) театр продемонстрировал мастерское владение современным техническим оснащением и всеми механизмами здания. В их числе механизмы вращающейся сцены, подъёмно-опускных площадок сцены, системы компьютерного позиционирования, видеопроекции и видеомонтажа, а также системы верхней механики для размещения подвесных декораций, нового функционального решения кулис и авансцены. Сквозное подвешивание декораций впервые применено в балете Л. Минкуса «Дон Кихот». Для декораций спектакля «Евгений Онегин» была разработана оригинальная технология живописи по прозрачному пластику. Новые технологии применяются для изготовления париков, причёсок и портретного грима. Постановка оперы П. Чайковского «Евгений онегин» театр осуществил полностью на базе собственных мастерских.

Параллельно осваивается уникальное камерное пространство Малой сцены. В зрительном зале, выстроенном по принципу амфитеатра, коллектив показывает спектакли для взрослых и детей. Творческая история Малого зала начиналась с концертов детских абонементов, в которых юным зрителям объясняли специфику разных музыкальных жанров, а дирижёр, режиссёр, художник и балетмейстер раскрывали секреты своих профессий и деятельности в театре. Юная аудитория разных возрастов посещает одноактные мюзиклы: «Кентервильское привидение» В. Плешака, «Золотой цыплёнок» В. Улановского, «Кот в сапогах» В. Березина и др. В феврале 2014 года на малой сцене по инициативе режиссёра Екатерины Василёвой (Москва) для интеллектуальной публики впервые в Астрахани была поставлена «танго-оперетта» Астора Пяццоллы «Мария де Буэнос-Айрес» [1].

На малой сцене постоянно проводятся концерты музыкальных абонементов для взрослой публики. Музыку разных стилей, национальных культур и времён можно услышать в циклах концертов: «Музыка Старого и Нового Света», «Опера по воскресеньям», «Vivat, Оперетта» и др.

Новая оперная постановка на сцене нового театра – «Пиковая дама» П. Чайковского – показывает, что в театре начинает формироваться собственный стиль прочтения классического репертуара. Эта постановка стала вторым театральным спектаклем, номинированным на «Золотую Маску» (Москва, Академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2013). Следующая значительная постановка – «Борис Годунов» М. Мусоргского – подтверждает стремление театра к выработке собственного художественного стиля. Для новых спектаклей характерно гармоничное сочетание оригинальных решений сценографии и бережного отношения к классике.

В октябре 2012 года театр решается на смелую акцию – устроить open-air: впервые в исторических «декорациях» Астраханского Кремля около 4000 зрителей увидели классическую версию монументальной русской оперы «Борис Годунов» Мусоргского. Для этого спектакля театр приобрел звонницу, обогатившую музыкальные возможности симфонического оркестра. Для консультаций в Астрахань на несколько дней специально приезжал Александр Сергеевич Ярешко – крупнейший специалист в области колокольного искусства, президент общероссийской общественной организации «Ассоциация колокольного искусства России».

Формой внесценического общения с публикой являются разнообразные выставки. Сотрудничество театра с Астраханской организацией Союза художников России началось осенью 2011 года. Первым опытом стала экспозиция работ известных астраханских живописцев и графиков в выставочном зале театра. В конце 2012 года состоялась персональная выставка заслуженного художника России Сергея Дьякова. В декабре 2013 большой интерес вызвал вернисаж одного из лучших фотографов Астраханской области – Евгения Полонского, запечатлевшего яркие эпизоды из спектакля «Борис Годунов» в Астраханском Кремле.

Театр быстро стал настоящим брендом города: его с гордостью показывают гостям, к нему ведут туристов, его изображение появилось на астраханских сувенирах. Театральный парк постепенно превращается в одно из любимых мест для посещения и прогулок астраханцев разных поколений не только в теплый период, но и в морозы. Сказочный проект иллюминации парка в зимний период 2013-2014 года был признан одним из лучших в городском конкурсе праздничного украшения Астрахани «Новогодняя сказка».


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1) Театр оперы и балета [Электронный ресурс] // Чудо билет – Электрон. дан. – [Б. м.], 2014. – URL: http://www.chudobilet.ru/astr/shows/sessionsByPlace/100004/nextWeek?smart=True


ИСТОЧНИК: ScienceForum



Назад


23.01.2017 Строительство колокольни Богоявленского собора Костромского Кремля:добрались до отметки «6700».
Строительство колокольни Богоявленского собора Костромского Кремля идет бурными темпами. До окончания возведения первого яруса остаются считанные недели. Бригады работают на площадке без выходных. Весной им предстоит выйти на уровень 32 метра. И это будет половина спроектированной звонницы, которая по окончании работ станет самой высокой на Волге.  
Подробнее...
13.12.2016 Проклятие Храма Христа Спасителя .

Проклятие Храма Христа Спасителя – это легенда о том, что место, на котором построен нынешний Храм Христа Спасителя – проклято. Автор текста - Валерий Рублёв.

 
Подробнее...
07.12.2016 Визит Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Александра Дмитриевича Беглова в Кострому.
5 декабря 2016 года Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Дмитриевич Беглов в рамках своего визита посетил стройплощадку Костромского кремля и Богоявленский кафедральный собор. Визит Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Александра Дмитриевича Беглова состоялся в рамках его рабочей поездки по Костромскому региону. В сюжете телеканала Русь - интервью главного архитектора проекта А.М. Денисова. 
Подробнее...