Алексей Михайлович Денисов - архитектор-реставратор высшей категории, академик Российской академии архитектурного наследия, член российского национального бюро ИКОМОС ЮНЕСКО. Автор более десяти реализованных проектов в Москве. Возглавлял научно-проектные работы по комплексу храма Христа Спасителя, Мариинского театра, реставрации и реконструкции основного здания Большого театра России, комплекса зданий Московской консерватории. 

Мы встретились с Алексеем Михайловичем на другой день после торжественного открытия театра. При всей своей занятости, о чем постоянно напоминал его мобильный телефон, главный архитектор любезно согласился уделить время большой прогулке по театральному зданию, хотя в этот же день он улетал в Москву на открытие Большого театра, в реставрации которого также принимал участие.

Заходим в здание с противоположного входа - для артистов и работников сцены. И я стараюсь не прерывать монолог создателя этого архитектурного шедевра, экономя время главного архитектора.

- Вот здесь, со стороны улицы Коммунистической, основной въезд на сценическую часть, то есть машина, трейлер может въехать с декорациями и реквизитом, и контейнер морской стандартный может снять и опустить их вниз на уровень нижней части, там склады декораций, там мастерские - столярные, слесарные и прочее хозяйство сценическое. Это специально предусмотрено проектом, зато у нас территория парка свободна от хозпостроек такого типа.

Здесь предусмотрены помещения для артистов - гримерные, репетиционные залы, столовая, все, что необходимо, тем более для артистов театра оперы и балета. Сцена, если вы заметили, с небольшим наклоном к зрителям, а зал соответственно приподнят, чтобы было удобно смотреть с любого места. Зритель видит только верхушку айсберга, а вся закулисная часть уходит глубоко под землю, здесь целое производство, фактически завод.

Вот мы с вами сейчас попали на самую нижнюю отметку. Здесь лежат детали подъемных механизмов, которые устанавливаются в зоне сцены. Уже проводились их испытания, но надо еще отлаживать. Сцена будет состоять из нескольких сегментов, на каждом будут свои площадки. Все это опускается сюда, вниз, и уже собранные декорации могут отъезжать прямо сюда, в арьер-сцену, или наоборот, здесь собираться и в готовом виде отправляться на сцену. Это еще нам предстоит делать. Сейчас театр сдан по портальную ось. Тут смонтированы все системы - вентиляции, дымоудаления, электрики. Теперь нужна отладка сценической технологии. Она достаточно дорого стоит, у нас в России она не изготавливается, будем заказывать, скорее всего, в Италии.

Теперь пойдемте наверх. Система кондиционирования и отопления уже опробована на открытии театра. Кстати, Гергиев очень хорошо отозвался об акустике зала. Он даже при нас позвонил Владимиру Владимировичу Путину и сказал, что получился отличный театр, в том числе с точки зрения акустики.

Театр задуман и построен в классическом варианте - по типу итальянского ярусного оперного театра, который возник в Италии где-то в XV-XVI вв. В России позже тоже восприняли этот вариант, тот же Большой, Мариинский и другие театры. Единственно, что астраханский театр по форме и по принципу классический, но по декору, по используемым материалам он современный. Для сохранения принципа акустического пространства зал слегка сужается к сцене и с нею выглядит как бы гитарой с акустическим отражателем. Вот эта дека над сценой и дека на потолке специально сделаны, чтобы отражать звук. И над оркестровой ямой тоже дека. И балконы слегка наклонены к залу, чтобы звук отражался. Возникает концентрация звука, главное, чтобы не было «пустых» мест. Словом, это как большой музыкальный инструмент. Конечно, еще надо настраивать, как говорится, поверить алгеброй гармонию. Мы поставили датчики на всех креслах для измерения звука. Слух слухом, но и приборы должны подтвердить качество акустики, мы ведь живем в XXI веке.

Вот здесь, над сценой, еще будут софиты первого плана, и на них - экраны для чистого звучания. Хочу развеять миф, что акустикой в театре занимались итальянцы. Все делалось по нашему российскому проекту, нашими архитекторами. Конечно, мы изучали опыт Италии, объездили все наиболее известные театры. Посмотрели во Франции знаменитый Гранд-опера, побывали в Лондоне в Ковент-Гардене. И я могу с полной гарантией подтвердить, что астраханский театр ничем не хуже, чем названные именитые театральные здания. Ну и, соответственно, не хуже, чем Большой театр или Мариинский, стоим как бы в одном ряду. Это подтверждают и ведущие наши артисты, и дирижеры. Вот и Валерий Гергиев об этом говорил в день открытия нашего театра. До этого здесь были артисты из Италии, Испании, тоже высоко оценили, в один голос говорили, что с удовольствием будут приезжать на гастроли.

Оркестровая яма сделана полностью. Там поднимается пол до уровня сцены. Будет подниматься и пол партера, переходя в горизонтальное положение. Сейчас он наклонный, чтобы было хорошо видно. Теперь дело за подъемными лифтами, самые надежные немецкие, у нас таких не производят. А все кресла, что в партере, будут установлены на специальные фурки на колесиках - по 16 кресел на фурке, и их можно быстро убрать за сцену, в просторные боковые карманы. А со сцены в зал может выезжать, к примеру, наряженная новогодняя елка. Зрители возвращаются после антракта, из музея или буфета - и попадают в сказку, которая изменила зал буквально за несколько минут. Здесь можно устраивать традиционные новогодние балы. Но не только балы. Можно проводить серьезные конференции, поставить, как в ООН, огромный круглый стол для участников, зрителей разместить на балконах. У нас оборудована система для синхронного перевода, поэтому можно проводить международные конференции очень высокого уровня, тем более что вокруг театрального зала расположены буфеты и рестораны. Но при желании столики можно поставить и в зале, потому что предусмотрено обслуживание непосредственно из сервировочных с выходом в зал, чего нет, кстати, ни в Мариинском, ни в других театрах. Это наша астраханская особенность. А какие возможности для фестивалей!

На девятой отметке, на третьем ярусе, где так называемая царская ложа, непременный атрибут всех театров, у нас расположена рекреационная зона - три ресторана. Здесь также можно проводить концерты. Работают лифты.

Вот сцена, глубокая, просторная. В боковых карманах готовые декорации. Штакетные фермы, на которые крепятся декорации, уже опробованы на открытии. Сейчас работники театра готовятся к новым концертам-презентациям и могут менять декорации по ходу представления. Это позволит режиссеру-постановщику реализовать любые творческие замыслы. Все сделано по международным стандартам. Еще уникальная вещь - наклонный планшет сцены. Это нас отличает от многих других театров, но в Большом театре, в Мариинском, которые являются брендами нашей культуры, тоже наклонные планшеты, и мы поэтому приняли решение, после долгих споров, сделать так же. Это позволяет зрителям лучше видеть все происходящее на сцене, потому что она как бы наклонена к залу и зал к ней. Таким образом, зал и сцена образуют одно целое. Это классический вариант, и думаю, в таком единстве - залог будущей творческой жизни театра, ибо традиции важно сохранять, беречь и приумножать не только в творчестве, но и в архитектуре здания, только тогда оно станет родным для актеров, а все астраханцы, хочется верить, признают его своим. Возможно, мы поменяем кресла. Они хорошие, но в театре есть еще один зал, почти на 600 мест. А здесь постараемся приобрести кресла деревянные, с мягкими спинками, конечно, для того чтобы улучшить акустику. Летом, в астраханскую жару, в театре будет прохладно и комфортно.

Вот атриум. С улицы человек попадает в эту красоту - высокие потолки, светлый декор, нарядные лестницы. В ожидании спектакля или концерта уже создается соответствующее настроение. А над нами, кстати, еще один зал, на уровне третьего яруса. Туда можно попасть сразу с улицы или через парадный вход - и затем на лифте. На среднем ярусе - музей истории Астраханского музыкального театра, начиная со знаменитого летнего театра «Аркадия», где пели многие звезды русской и мировой сцены. К истории у нас отношение особенное. Когда еще задумывали проект, решили как бы воссоздать «Аркадию», не в прямом смысле - построить по старым чертежам, а возвести новый, современный, из новых материалов и с новыми архитектурными идеями театральный храм. Этот театр - детище нового времени, но в том же русском стиле, как и любимый поколениями астраханцев летний театр - чудо деревянного зодчества. Вот его макет мы собираемся воспроизвести для музея. И я надеюсь, что возрождение культуры, а новый театр в Астрахани - знаковое событие, будет способствовать и возрождению экономики, а значит, и лучшей жизни. Конечно, мы опирались на наше наследие. Я, например, занимался много лет реставрацией Московского кремля, участвовал в оформлении храма Христа Спасителя, других памятников истории и культуры по всей России. Но астраханский театр, к созданию которого я счастлив быть причастным, - это нечто новое: здесь вы не найдете ни одной цитаты, ни одного повтора. Это как бы наше современное прочтение того культурного языка, который существовал в России до революции. Тем самым мы хотим прерванную революцией нить развития соединить и дальше двигаться вперед, потому что без знания своей истории, своих корней, без уважения к этой истории невозможно делать что-то новое. Если хотите, это наша философия: мы хотим мира на этой земле, а мир возможен, когда есть взаимное уважение к разным народам, веками живущим рядом. Их культуры взаимно обогащают друг друга, создавая совершенно новое качество, и вот в этом смысле угадываются здесь восточные мотивы.

Вот сейчас заглянем еще в один зал. Он сделан как небольшой амфитеатр, в центре можно поставить столики, потому что предусмотрена связь с кухней и можно устраивать концерты с обслуживанием из ресторана или конкурсы. Это камерное помещение на 120-150 человек с входом из гардероба, можно войти и с улицы, через фойе.

Театр, как говорится, начинается с вешалки, и наши гардеробные просторны и удобны.

Вокруг театра сделаны торговые галереи, где предполагается открыть небольшие кафе, магазинчики с книгами и сувенирами, цветами.

Пространство перед театром - как парковая зона отдыха. Мы постарались, чтобы тут можно было комфортно отдохнуть. Поставим по периметру лавочки. Будет много цветов, розарии. Уже высаженные деревья через несколько лет создадут благодатную тень, спасительную в жаркое астраханское лето, как и фонтаны, которых здесь несколько. Задуман и оригинальный детский городок. Театральный музей можно посещать вне зависимости от спектакля. Три зала будут иметь разный режим работы: камерный зал может работать и вечером допоздна, верхний зал - для утренних спектаклей. Театр станет большим культурным центром, и не только для Астрахани. Россия может гордиться. У нас все сделано по авторским эскизам, даже оригинальные люстры, нигде такого нет, только в Астрахани. Да и с виду театр завораживает. Я слышал отзывы восхищения от самых разных делегаций, которым показывали наш театр еще на стадии строительства.

Театр вписывается в панораму города как здание-символ: истории, нашего времени и культуры. И я благодарен астраханскому губернатору Александру Александровичу Жилкину, замысел которого, поддержанный Германом Грефом и одобренный президентом России Владимиром Путиным, теперь получил такое воплощение. Его постоянное внимание и стремление подарить городу театр-дворец, театр-праздник поддерживали нас на всех этапах строительства, помогали преодолевать трудности. И я рад за астраханцев: город динамично развивается, приобретает значение большого политического и культурного центра, и рождение нового театра, хочу в это верить, еще более поднимет его престиж.

Монолог записала Нина КУЛИКОВА

Фото Владимира ТЮКАЕВА

ИСТОЧНИК: Общественно-политическая газета Астраханской области "Волга"



Назад


23.01.2017 Строительство колокольни Богоявленского собора Костромского Кремля:добрались до отметки «6700».
Строительство колокольни Богоявленского собора Костромского Кремля идет бурными темпами. До окончания возведения первого яруса остаются считанные недели. Бригады работают на площадке без выходных. Весной им предстоит выйти на уровень 32 метра. И это будет половина спроектированной звонницы, которая по окончании работ станет самой высокой на Волге.  
Подробнее...
13.12.2016 Проклятие Храма Христа Спасителя .

Проклятие Храма Христа Спасителя – это легенда о том, что место, на котором построен нынешний Храм Христа Спасителя – проклято. Автор текста - Валерий Рублёв.

 
Подробнее...
07.12.2016 Визит Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Александра Дмитриевича Беглова в Кострому.
5 декабря 2016 года Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Дмитриевич Беглов в рамках своего визита посетил стройплощадку Костромского кремля и Богоявленский кафедральный собор. Визит Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Александра Дмитриевича Беглова состоялся в рамках его рабочей поездки по Костромскому региону. В сюжете телеканала Русь - интервью главного архитектора проекта А.М. Денисова. 
Подробнее...