O проекте Историческая справка Летопись проекта Фото Видео

Концепция проекта

Новое здание астраханского музыкального театра задумывалось авторами, как многофункциональный культурно - зрелищный комплекс, основным предназначением которого является создание более благоприятных условий для культурной самоидентификации русскоязычного населения на юго-восточных границах России.

Театрально – музыкальный центр призван служить расширению возможностей сохранения и созданию предпосылок для успешного развития многовековых российских театральных, музыкальных и художественных традиций. Он будет научно – методически, функционально и материально обеспечивать просвещение, образование, обучение и популяризацию отечественного культурного наследия, а так же создан для того, чтобы давать возможность жителям прикаспийского региона почувствовать себя неотъемлемой и достойной частью всемирного культурного наследия в области театральных искусств и музыки.

Театр строится в «русском» стиле. Это современное прочтение той художественной традиции, что была повсеместно распространена в России на рубеже XIX и XX веков – во время, так называемого, “серебряного века” – периода не только экономического подъема, но и огромного интереса общества к русской культуре, истории и архитектуре Древней Руси. И сейчас, по окончании семидесятилетнего коммунистического эксперимента, особенно важно и необходимо восстановление русских художественных и культурных традиций, как основного условия базы для успешной экономической модернизации и научно-технологического развития российского общества. Русская культура, вобравшая в себя художественные традиции многочисленных народов и национальностей, населяющих нашу страну, по праву является ярчайшей и одной из фундаментальных страниц в истории мировой культуры. Она не утратила, а только увеличила свое значение в период мирового экономического кризиса и развала российской промышленности, как одно из немногих наших конкурентных преимуществ, в глобальном соревновании народов, населяющих Землю за мировое лидерство и сохранение национальной идентичности.

Инициатор (заказчик) проекта

Инициатором и заказчиком проекта является высшее руководство Российской Федерации и Астраханской области, посчитавшее возможным на южных рубежах страны на границе с другой - азиатской культурой, создать «культурный форпост» - русский музыкальный театр, который станет крупным мировым культурно – зрелищным и просветительским центром. Здесь будут происходить не только театральные действа, но и общественно важные мероприятия: встречи, собрания, выставки регионального, федерального и международного масштаба.

Историческое событие

Театр строился к 450-летнему юбилею города Астрахань, основанного в 1558 году от Рождества Христова Иваном Грозным, как крепость на южных границах России. Сейчас город так же имеет ключевое значение, как политический и культурный центр динамично развивающегося региона. Регион обладает уникальными природными ресурсами, полезными ископаемыми, и теперь с появлением нового здания Астраханского музыкального театра, который по своему архитектурному стилю генетически связан с ансамблем астраханского кремля, становится культурным центром прикаспийского региона.

Начало проекта

В 2006 году был объявлен конкурс на право проектирования и строительства астраханского музыкального театра, в котором победил проект московского архитектора Алексея Михайловича Денисова. После выбора проекта, в довольно короткие сроки, ООО «ВПНРК» (Ведущая проектная научно – реставрационная компания) была разработана проектная документация. Она прошла согласование в государственной экспертизе в Москве (Росгосэкспертиза) и Астрахани (АО ГУ «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий»). Специалисты ООО ВПНРК организовали научное и проектное сопровождение строительства этого объекта, которое уже подходит к концу.

Завершение проекта

Первый пробный спектакль состоялся 2 ноября 2010 года. Полное завершение строительства и технологического оснащения здания театра в 2012 году.

Архитектурные решения

Это — не восстановление и реконструкция старого здания, но возведение нового в лучших традициях самобытной русской архитектуры. Здесь воплощено современное переосмысление русских архитектурных и художественных традиций. Занимаясь реставрацией памятников и имея возможность изучать их материалы в подлинниках, и понять саму философию русских архитектурных форм, мы дерзнули спроектировать новое здание, используя традиционный художественный язык в современной транскрипции. Время покажет, как это будет воспринято, но уже первые оценки людей и общественности достаточно высокие. И это не случайно. На примере этого театра, мы видим наглядную иллюстрацию культурной преемственности: современная архитектура не может развиваться в отрыве от своих корней. Посещение театра — это своего рода духовное таинство, праздник духа, совершенствование души, наслаждение искусством, а театр — храм искусства. Поэтому, конечно, при построении новых храмов нужно задавать себе очень высокую планку, стремиться к недостижимому совершенству. Старые традиционные русские формы, проверенные временем, очень положительно воспринимаются русским человеком, словно оправдывая глубокую генетическую память народа. Находясь в таких помещениях, люди воспринимают их как нечто родное, поэтому там людям хорошо, в отличие от современных зданий из стекла и бетона, выполненных в стиле хай-тек (hi-tech). И это потому, что люди должны находиться в среде, которая к ним неагрессивна, которая для них благоприятна, и, напротив, находиться внутри какого-то механизма – некомфортно.

Астраханский государственный музыкальный театр задуман и сделан как театр-дворец, как место праздника. Когда речь идет о культовых сооружениях, об общественных зданиях, связанных с искусством, такой архитектурный прием, по нашему убеждению, наиболее уместен.

Материалы и технологии

В строительстве здания театра были применены самые современные технологии и материалы. Также применены уникальные и самые современные театральные технологии. В частности партер главного зрительного зал быстро, в течение антракта, трансформируется из наклонного в горизонтальное положение, что позволяет проводить в зале балы и другие мероприятия в рамках одного театрального представления. Это симбиоз традиционных форм и современных технологий. Так, например, в театре установлены стеклопакеты, задерживающие ультрафиолетовое излучение, эффективные в плане теплоизоляции; архитектурные формы сделаны из современного материала стеклофибробетона, который вечен и позволяет выполнять архитектурный декор любой сложности.

Технологическая часть проекта астраханского музыкального театра дополнена проектом оснащения комплекса помещений театра универсальным выставочным оборудованием, применяемом при проектировании музейных экспозиций. Запроектирована система музейного освещения, климат - контроля и кондиционирования, охранной и противопожарной сигнализации, а также современные системы пожаротушения. Все инженерные системы выполнены в энергосберегающем исполнении, что существенно уменьшит эксплуатационные расходы государственного бюджета. На самой высокой отметке, в помещении шатра над сценической коробкой запроектирована театральная телевизионная студия, наличие которой существенно расширит мультимедийные возможности этого культурно – зрелищного центра, сделает возможным донести информацию о происходящих в театре культурных событиях в каждую астраханскую семью, сделает деятельность театрального коллектива частью культурной жизни Российской Федерации и Мира. Таким образом, после реализации вышеназванных дополнений Астраханский музыкальный театр займет достойное место в глобальной сети международных театрально-концертных и выставочных центров.

Инфраструктура

Как показывает практика работы мировых театральных центров чисто театральная и концертная деятельность творческих коллективов театров, как правило, удачно дополняется размещением в здании театра художественных выставок и экспозиций. Подобные выставки постоянно устраивает Лондонский театр «Ковен-Гарден», парижская «Гранд-Опера», миланский театр «Ла-Скала».

Проект Астраханского музыкального театра дополнен устройством комплекса выставочных залов оснащенных специальным оборудованием и системами инженерного обеспечения и защиты экспозиций.

Выставочные залы предполагается расположить на верхних этажах зрительской части театрального здания. Функционировать выставки могут, как в автономном режиме, так и совместно с театрально-концертной деятельностью творческого коллектива театра.

На верхнем уровне театра (на отметке верхней террасы) проектом предусмотрено размещение театрально – художественной библиотеки. Читальный зал библиотеки находится на границе зрительской и сценической частей театра. В непосредственной близости от читального зала расположены буфеты и санитарно-технические помещения, а также малый концертный зал и залы лектория.

Инфраструктура вокруг театра уникальна. Театр расположен в парке, который сейчас на основе исторических чертежей перепланируется: в нем будет ботанический сад с большим количеством фонтанов, бассейнов, площадками для детей и лабиринтами. Также вокруг театра сделана большая торгово-рекреационная галерея, где можно отдохнуть, выпить кофе, посетить тематическую выставку или специализированный магазин. Таким образом, образуется целый театральный квартал, также как и у таких мировых храмов театрального искусства: Ла Скала в Милане (Италия), Ковент-Гарден в Лондоне (Великобритания) Гранд Опера в Париже (Франция) и др. Таким образом, Астраханский государственный музыкальный театр – это большой комплекс, место культурного отдыха и образования астраханцев и гостей замечательного города Астрахань.

Главный архитектор проекта

А.М. Денисов


15.03.2011г.




Все фото проекта







23.01.2017 Строительство колокольни Богоявленского собора Костромского Кремля:добрались до отметки «6700».
Строительство колокольни Богоявленского собора Костромского Кремля идет бурными темпами. До окончания возведения первого яруса остаются считанные недели. Бригады работают на площадке без выходных. Весной им предстоит выйти на уровень 32 метра. И это будет половина спроектированной звонницы, которая по окончании работ станет самой высокой на Волге.  
Подробнее...
13.12.2016 Проклятие Храма Христа Спасителя .

Проклятие Храма Христа Спасителя – это легенда о том, что место, на котором построен нынешний Храм Христа Спасителя – проклято. Автор текста - Валерий Рублёв.

 
Подробнее...
07.12.2016 Визит Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Александра Дмитриевича Беглова в Кострому.
5 декабря 2016 года Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Дмитриевич Беглов в рамках своего визита посетил стройплощадку Костромского кремля и Богоявленский кафедральный собор. Визит Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Александра Дмитриевича Беглова состоялся в рамках его рабочей поездки по Костромскому региону. В сюжете телеканала Русь - интервью главного архитектора проекта А.М. Денисова. 
Подробнее...