O проекте Историческая справка Фото

Памятник архитектуры в селе Городня, сооружена в центре древнего города Вертязина во второй половине 14 века, в 1412 пострадала от пожара, при тверском князе Борисе Александровиче отстроена заново на старом подклете. Церковь белокаменная, 4-столпная, 3-апсидная, первоначально имела позакомарное покрытие, над которым возвышался световой барабан, увенчанный шлемовидной главой. Оконные проемы обрамлены узким белокаменным валиком и имеют многолопастные завершения, перспективные порталы отличаются своеобразием трактовки деталей. В 1745 перестроена: изменено завершение, пристроены кирпичная трапезная и колокольня.

Вскоре после завершения строительства трапезной с пределом и колокольней в церкви был возведен главный иконостас. Во время пожара в 1801 г. иконостас был вынесен, в результате чего была частично утрачена резьба нижнего яруса и окантовка икон. В 1803 г. с ликвидацией последствий пожара и с восстановлением утраченных деталей, иконостас церкви вновь освятили, "...ремонты производились в 1829, 1849, 1885, 1894, 1901 гг. Период с 1885 по 1901 гг. наиболее вероятный отрезок времени, когда иконостас приобрел тот вид, в котором он сохранился к моменту начавшейся реставрации в 1970 гг." Иконостас церкви Рождества Богородицы - один из уникальных памятников Тверского края, полностью сохранивший свою первоначальную композицию и большую часть декоративного убранства. Стилистическое единство исполнения резьбы иконостаса и формы икон позволяют предполагать одновременное их исполнение.

Иконостас в основном сохраняет черты барокко, дополненные в разные годы классическими деталями декора и элементами более поздней накладной резьбы в неорусском стиле. Композиционно "иконостас построен по принципу трехпролетной пирамидальной триумфальной арки с ярко выраженной центральной осью, подчеркнутой царскими вратами с пропильным "розаном" над ними; многообломными арками, являющимися продолжением карнизов; двумя иконами, имеющими полуциркульное завершение, установленными друг над другом, чьи размеры больше остальных икон иконостаса; и, наконец, венчающим крестом, укрепленным на сфере. По сторонам от царских врат - проходы в жертвенник и диаконник, выполненные в виде высоких дверей с полуциркульным завершением. Плоскость иконостаса расчленена на четыре яруса, в которых помещены иконы местного, праздничного, апостольского и пророческого чинов".

Конструкция иконостаса состоит из 6 деревянных сосновых стоек, поверх которых укреплена рельефная и сквозная орнаментальная резьба. "Горизонтальное поярусное членение осуществлено многообломными карнизами, с широкими выносами, образующими своеобразную полку, на которой установлены декоративные ажурные гребни".

Иконы обрамляют картуши усложненной формы, с накладной резьбой в виде стилизованных листьев пальмы с перехватами, капителями, розетками. Резьба, по мнению реставраторов несет черты творчества местных артелей резчиков, стремящихся повторить столичные образцы. "Несколько упрощенная трактовка барочных форм, крупные сочные формы резьбы - придают декоративному убранству иконостаса выразительную целостность. Игру позолоты, свето-тональную моделировку форм декора дополняет яркий, праздничный колорит икон, с которыми иконостас составляет единый ансамбль".

Иконы главного иконостаса выполнены в 40-х гг. XVIII в. по заказу владельца села помещика П.А.Бема. Большинство икон написано в традиции барокко, яркими контрастными цветами с привнесением позолоты и серебрения. Тонкая миниатюрная живопись со множеством декоративных различных деталей, фрагментов убранства и быта выражает стремление к повествовательности.

Царские Врата выполнены одновременно с иконостасом в 1740 - 1745 годах... Высокое качество художественного исполнения было подмечено еще в прошлом столетии выдающимся русским драматургом А.Н. Островским, который, посетив церковь, записал: "Замечательные Царские Врата, вероятно, современные постройке"6. Это уникальное произведение резьбы по дереву. Двустворчатые, с горельефным орнаментом, резьбой, головками херувимов и фигурами сидящих евангелистов, тщательно проработанных.

В результате ремонтов и переделок 18-19 веков растесаны окна, уничтожена фресковая роспись 15 века (ее фрагменты сохранились на внутренних откосах некоторых окон). Часть фрагментов фресок, сбитых со стен в 18 веке, находится в Тверской областной картинной галерее.

В 1966 году начали капитальный ремонт храма под руководством архитектора-реставратора Б.Л.  Альтшуллера, который продолжался до начала 1980-х годов. При проведении реставрационных работ в подклете были найдены уникальные фрески 15 века, которые в настоящее время находятся в музеях Твери и Москвы. В настоящее время это храм с трапезной, в которой размещается придел Иоанна Предтечи, и шатровой колокольней. Объем храма, прямоугольный в плане, увенчан золоченой луковичной главкой. Территория окружена массивной каменной оградой с трехпролетными арочными вратами, также увенчанными золоченой главкой.

Таким образом, церковь была отреставрирована в 1968-81гг., и ныне она единственно сохранившееся в полном объеме сооружение конца 14 – начало 15 веков на территории Тверской области.

Работы производились под авторским надзором архитектора Б.Л. Альтшуллера cтараниями настоятеля храма А.А. Злобина.


23.01.2017 Строительство колокольни Богоявленского собора Костромского Кремля:добрались до отметки «6700».
Строительство колокольни Богоявленского собора Костромского Кремля идет бурными темпами. До окончания возведения первого яруса остаются считанные недели. Бригады работают на площадке без выходных. Весной им предстоит выйти на уровень 32 метра. И это будет половина спроектированной звонницы, которая по окончании работ станет самой высокой на Волге.  
Подробнее...
13.12.2016 Проклятие Храма Христа Спасителя .

Проклятие Храма Христа Спасителя – это легенда о том, что место, на котором построен нынешний Храм Христа Спасителя – проклято. Автор текста - Валерий Рублёв.

 
Подробнее...
07.12.2016 Визит Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Александра Дмитриевича Беглова в Кострому.
5 декабря 2016 года Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Дмитриевич Беглов в рамках своего визита посетил стройплощадку Костромского кремля и Богоявленский кафедральный собор. Визит Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Александра Дмитриевича Беглова состоялся в рамках его рабочей поездки по Костромскому региону. В сюжете телеканала Русь - интервью главного архитектора проекта А.М. Денисова. 
Подробнее...